Рынок автострахования показывает один из самых высоких темпов роста. По итогам 2006 г. он может превысить показатель 60 млрд. рублей. Вслед за рынком наметилась тенденция роста и тарифов по автострахованию. В условиях усиливающейся конкуренции страховщики разрабатывают новые программы для различных групп автовладельцев, позволяющие оптимизировать стоимость полиса.
Цифры по рынку
По итогам первого полугодия рынок автострахования (каско) физических лиц показал неплохие темпы роста, увеличившись на 45% до 31 млрд. рублей. Страховщики ожидают, что в целом за год сборы превысят 60 млрд. рублей, и это по сравнению с собранными в прошлом году премиями в размере 43 млрд. рублей очень неплохой результат. Но темпы роста рынка автострахования продолжают снижаться. Прогнозируемый показатель роста в 2006 г. (45%) уступает прошлогоднему (58%) и тем более росту 2004 г. (64%) и 2003 г. (78%). Cнижение темпов роста рынка усиливает конкуренцию, заставляя страховщиков совершенствовать страховые программы.
Рост рынка автострахования в первом полугодии по-прежнему определяли два фактора: увеличение продаж иномарок, в том числе и по программам автокредитования, и повышение уровня доходов россиян. В первом полугодии 2006 г. объем продаж иномарок в России увеличился на 39%, что во многом и внесло основной вклад в увеличение взносов по автострахованию.
По мнению члена правления страховой группы «КапиталЪ» Дмитрия Боткина, для автострахования важнейшее значение будут иметь дальнейший рост и развитие кредитования покупок автомобилей, так как все продаваемые в кредит автомобили подлежат страхованию по требованию банка. «Учитывая качественное улучшение автопарка, возрастут и средние годовые затраты на страхование автомобиля, а значит, и объем сборов по договорам автострахования», добавляет он.
Чуть более половины премий по автострахованию собирается в Москве. Но на рынке встречаются как страховщики, имеющие общерыночные показатели, так и компании, работающие преимущественно в Москве, например «Русская страховая компания» (сборы по Москве 94%), или в регионах, например «УралСиб» (доля регионов 75%), ВСК (доля регионов 70%).
Заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами САК «Энергогарант» Дэнис Агамалян полагает, что высокая доля договоров автострахования по Москве может свидетельствовать о низкой диверсификации портфелей таких страховщиков, что с учетом повышенной убыточности в регионе заставляет с опаской относиться к их надежности.
Цифры для кошелька
Рынок автострахования отличается высокой убыточностью, что существенно влияет на стоимость страхового полиса. В среднем страховой тариф по автострахованию составляет 10% стоимости автомобиля, в то же время страхование недвижимости и домашнего имущества обойдется владельцу не дороже 1% страховой суммы. Анализ данных за первое полугодие этого года позволяет говорить о коэффициенте выплат по России на уровне 54%, по Москве 62%, что свидетельствует о высокой убыточности данного вида страхования.
Как подобная ситуация отразится на стоимости полиса каско? Каких цен ожидать автовладельцам на ближайшие год-два?
Генеральный директор страховой компании «МРСС» Семен Акерман считает, что у страховщиков, которые не занимаются построением финансовых пирамид, тарифы по каско будут расти. По его мнению, на себестоимость страхования влияют частота наступления страхового события, средний размер страхового возмещения и количество заключенных договоров страхования. В условиях все увеличивающегося числа транспортных средств на дорогах нашей страны объективно растет вероятность наступления страхового события. Ежегодный рост стоимости автомобилей, запасных частей и работ по их установке вызывает рост средней стоимости восстановления поврежденного транспортного средства. «Эти два фактора и способствуют сохранению тенденции роста тарифа на автострахование», резюмирует он.
О стабилизации тарифа на каско и выравнивании цен говорит первый заместитель генерального директора СГ «Межрегионгарант» Дмитрий Климов, добавляя, что «меньше стал разброс цен, что свидетельствует об ужесточении конкуренции и стабилизации рынка».
Его мнение разделяет и начальник отдела андеррайтинга ОСАО «Россия» Сергей Кормушкин, который видит зависимость характера изменения тарифов на автокаско от состояния рынка автострахования, развития страхового законодательства (допуск на рынок иностранных страховщиков), страховой культуры общества и безопасности движения на дорогах. Он считает, что колебания тарифов в ближайшие год-два как в сторону увеличения, так и в сторону снижения будут незначительными, так как автострахование является одним из самых низкорентабельных видов страхования и большинство страховщиков уже достигли нижнего приемлемого уровня тарифа.
Но есть и механизмы понижения страхового тарифа по каско, которые предполагают разделение всех страхователей на группы с разной убыточностью. Для высокоубыточных групп вводятся повышающие коэффициенты, для низкоубыточных понижающие коэффициенты либо комплекс дополнительных услуг.
Наиболее простые варианты подобных решений связаны с оценкой стажа и возраста водителя, количества страховых случаев за предыдущий год страхования, угоняемости модели и других факторов. Появились даже программы автострахования, предлагающие скидки за пользование автомобилем без аварий.
Также страховщики стали разрабатывать новые программы, ориентированные на отдельные группы автовладельцев. Компания «РОСНО» разработала программу «РОСНО-Леди», адресованную автовладельцам-женщинам. Женщины являются более аккуратными водителями, но вынуждены чаще обращаться за квалифицированной помощью на дороге. Более низкая убыточность позволила ввести дополнительные сервисные функции, а также увеличить срок договора страхования с 12 до 14 месяцев.
А «Ингосстрах» предложил ряд продуктов по страхованию подержанных иномарок, эксплуатирующихся на территории Москвы и Московской области: «Минимал» выплата «по первому риску», «Оптимал» с ремонтом на СТО по направлению компании, «Рационал» выплата наличными по калькуляции компании, «Аккурат» выплата только по тем случаям, когда права страхователя на возмещение ущерба переходят к страховщику.
Развитие рынка автострахования будет сопровождаться дальнейшей разработкой программ, предназначенных для различных групп автовладельцев, что позволит страховщикам предложить каждому водителю полис каско по оптимальной цене.